Правильное наказание детей

Мы безгранично любим своего ребенка, он для нас самый лучший, талантливый и замечательный. Но иногда ребенок не слушается, безобразничает, тем самым доводя родителей до «ручки», когда так и хочется его отшлепать, оттягать за ухо или поставить в угол. Конечно же, наказания детей не избежать, какими бы добросердечными родители ни были. Но и наказание детей может быть гуманным и разумным.

Правильное наказание должно быть логическим следствием плохого поступка ребенка. Самый гуманный и эффективный способ наказания детей – это естественный. Суть его заключается в том, что оно срабатывает само по себе без вашего участия и дополнительного наказания с вашей стороны не требует.

Рассмотрим данный метод наказания на примерах. Малыш отказывается надевать варежки. Даже в 2-3 –х летнем возрасте, когда он еще не умеет устанавливать причинно-следственную связь, он поймет последствия своего поступка – ручки замерзли, и пальчикам стало больно. Ребенок захотел зимой на улице лизнуть металлическую ручку – больно язычку. В таких случаях вам достаточно обратить его внимание на причину и следствие. Нет необходимости наказывать его еще дополнительно. Того, что он ощутил неприятные чувства от своего поступка, будет достаточным наказанием для него.

Ребенок в своей детской комнате в складе игрушек не может найти любимого слоненка. Вы, конечно, можете помочь ему и успокоить малыша, отыскав его любимую игрушку, но тогда это будет повторяться, и вы постоянно будете наводить порядок в детских игрушках вместо ребенка. С другой стороны, вы можете доходчиво объяснить малышу, что если бы тот вчера расставил все игрушки по своим местам, то сегодня он с легкостью нашел бы необходимую игрушку. Конечно, от вас потребуется терпение, пока ребенок сам придет к выводу, что это действительно так, но зато такой подход выработает у него самостоятельность. Это позволит ему взять на себя ответственность за свои игрушки, развивает его самосознание, позволяет ему понять следствия его поступков.

Ребенок за столом играет с чашкой, полной сока. Он это будет делать до тех пор, пока в результате не выльет все на себя. Ваши действия могут быть следующими:

  • быстрее хватаете малыша, несете в ванную, снимаете мокрую одежду, отмываете сначала ребенка, а затем липкий пол на кухне, при этом бесконечно повторяя «Сколько раз я тебе говорила оставить чашку в покое? Нет, ты не послушал, и все вылил на себя!»;
  • спокойно говорите ребенку, что ему теперь необходимо взять тряпку и вытереть лужу (это он будет делать в мокрой, липкой одежде, потому что вы заняты, а о том, что с чашкой играть нельзя, вы его предупреждали), затем снять свою мокрую одежду, помыться и переодеться.

Находиться какое-время в мокрой липкой одежде для ребенка будет достаточным наказанием и хорошим уроком. В следующий раз он вряд ли захочет баловаться с полной чашкой.

Благодаря таким наказаниям, вы оградите себя от угрызений совести из-за криков, упреков, шлепков любимого малыша. Конечно, для этого потребуется много терпения, зато вы и результата добьетесь и детскую психику не нарушите.

Важный момент в данном методе – наказание должно наступать сразу после совершения проступка. Чем взрослее ребенок, тем больше может быть интервал между этими событиями. Если 2-х летний малыш дотронулся до горячего утюга, он сразу почувствовал боль от ожога, связь очевидна. Если ребенок попробовал ледяную сосульку, а на утро у него заболело горло, и поднялась температура, в 2 года здесь он не сможет установить связь.

Не пытайтесь слишком активно и часто напоминать ребенку о причинах и следствиях его проступков. Так вы рискуете сделать данный метод бесполезным, ведь все внимание ребенка будет сосредоточено не на полученном опыте, а на вас.

И всегда помните, что наказание должно быть СПРАВЕДЛИВЫМ. Нельзя наказывать малыша из-за неловкости либо из-за того, что у него что-то не получилось.

Murka